Аналитическая психология

Понятие аналитической психологии, ее система теоретических конструктов и совокупность практических приемов связаны с научным и общекультурным вкладом знаменитого швейцарского психолога Карла Густава Юнга (1875—1961).Понятие аналитической психологии, ее система теоретических конструктов и совокупность практических приемов связаны с научным и общекультурным вкладом знаменитого швейцарского психолога Карла Густава Юнга (1875—1961).

Осуществляя психотерапию в швейцарской психиатрической клинике, Юнг в 1903 году знакомится с эпохальным трудом Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». Юнг находит, что его собственные экспериментальные работы со словесными ассоциациями близки открытиям Фрейда в области вытеснения. Вместе с тем Юнг критически отнесся к допущению о том, что вытесняется лишь сексуальное психическое содержание. Юнг активно вносил уточнения и дополнения в психоанализ на ранних этапах сотрудничества с Фрейдом, а тот с восторгом принимал участие Юнга и включал инициированные им новшества в систему собственных представлений. Доходило до того, что Юнг виделся им как наследник, способный возглавить психоаналитическое движение после его смерти. Однако по прошествии пяти лет плотного сотрудничества позиции первого психоаналитика и пионера аналитической психологии разошлись. В 1912 году раскол окончательно утвержден, и Юнг основывает собственное теоретико-практическое направление, которое называет аналитической психологией.

Основные усилия Юнга как психолога были направлены на понимание сути природы личности. В основе его теории — представление о взаимодействующих энергетических системах — Сознательном и Бессознательном. Эти системы при рождении человека не дифференцированы, а в ходе жизни под влиянием внешних событий разделяются, в результате чего возникает сознательный опыт индивида. Сознательное и бессознательное, таким образом, это две динамические сферы личности, которые активно взаимодействуют. В сознательной области условно может быть выделено две ключевых структуры: центральная «Самость» (основа индивидуального чувства идентичности и непрерывности личного опыта во времени) и «Персона» — «публичная маска» или «лицо, обращенное к миру». Персона возникает в ответ на требования общества, именно ее личность предъявляет другим, а сводится она к ролям, установкам и публичным поведенческим проявлениям. Преобладание в личностных проявлениях акцента на Персоне нередко осуществляется в ущерб стремлениям Самости, в результате чего возникает психологический стресс.

Бессознательная область Юнг разделяет на две части и обозначает их как личное бессознательное и бессознательное коллективное. Более поверхностное личное бессознательное возникает в пространстве индивидуального жизненного опыта и заключает в себе вытесненные переживания, которые смутно осознавались или были слишком болезненными для того, чтобы осознаваться – будь то одиночество или психическая травма. Личное бессознательное также содержит бессознательные комплексы, представляющие из себя упорядоченные вокруг аффективно заряженного ядра мысли, чувства и переживания (примерами таковых могут быть названы материнский комплекс, эдипов комплекс и комплекс кастрации). Карл Густав Юнг считал, что личное бессознательное содержит не только сексуальные элементы, но и этические стандарты, что перекликается с представлениями Зигмунда Фрейда о частично бессознательном «Супер-Эго».

Понятие коллективного бессознательного – наиболее ценный вклад Юнга в корпус психоаналитических концепций психического. Коллективное бессознательное, по мнению Юнга, является общим достоянием человечества и распределено в нем неким мистическим образом. Оно содержит более глубокие, универсальные и первичные (архетипические) аспекты личности, и его энергия способна творить архетипы — прообразы, независимые от сознательных, а значит индивидуальных переживаний. Именно в коллективном бессознательном находится «сырой» материал сновидений, фантазий и других форм творческих проявлений человеческого духа. Сходные по своей первичной форме у всех людей, они соотносятся с ключевыми темами человеческого существования: добро и зло, власть, вопросы пола, рождение и смерть. Юнг описал ключевые образы коллективного бессознательного именно в качестве прото- или архетипов. Так, например, детально описанные им архетипы Анимуса и Анимы представляют собой соответственно мужской аспект личности женщины и женский аспекты личности мужчины.

Особую ценность для психологической диагностики и практики оказания психологической помощи представляет юнгианская типология различных проявлений личности. Юнг разработал оригинальную концептуальную модель, основанную на двух базисных установках — интроверсии и экстраверсии, а также четырех основных психических функциях, распределенных парами: рациональные психические функции (Мышление и Чувство) и перцептивные, иррациональные психические функции (Ощущение и Интуиция). Эти базисные установки и психические функции в своих возможных сочетаниях создают шестнадцать категорий типологии личности. Юнговская типология личности стремительно завоевала популярность в академических кругах и активно используется в практике психологической консультации по сию пору.

По сути, аналитическая психология – психология генетическая, поскольку в основе взгляда Юнга находится идея развития. Однако Юнг мало освещал вопросы развития личности в раннем детстве. Юнг рассматривает человеческую жизнь в ее цельности и условно разделяет ее на два периода. Первый период посвящен выбору и закреплению определенного места в мире: совершается определение интересов, выбор рода занятий, семейного партнера, устанавливаются жизненные ценности. Второй период связан с противостоянием старению и постепенном принятии неизбежной смерти. Жизнь более или менее последовательно и поступательно движется в направлении индивидуации — пожизненного процесса, в ходе которого человек становится «психологическим индивидом, то есть отдельной неделимостью или «целостностью»». Индивидуация – диалектически напряженный процесс, в котором особым образом взаимодействуют скрытые возможности первичных личностных структур (стремящихся проявиться в сознании), а противоположности постепенно проходят путь примирения и уравновешения. Идеальный результат индивидуации – эффективно и уравновешенно функционирующий интегрированный (цельный) индивид, способный к полной реализации личностного потенциала. Юнга рассматривал индивидуацию как универсальный, то есть от природы присущий всякому индивиду, человеческий процесс. Культурные символы и социальные институты (к примеру, религиозные), по мнению Юнга, возникали как средства преодоления психологических проблем, возникающих в ходе этого процесса.