Психологические аспекты онлайновых игр

Речь пойдет в первую очередь о браузерных играх, для которых не нужны какие-то клиенты, требующие покупки программы или диска. О бесплатных, банальнейших играх, в которые может играть каждый, имеющий подключение к интернету.

Речь пойдет в первую очередь о браузерных играх, для которых не нужны какие-то клиенты, требующие покупки программы или диска. О бесплатных, банальнейших играх, в которые может играть каждый, имеющий подключение к интернету. «Фермы» в соц-сетях и бои в космосе oGame, управление средневековым городом Travian и фентезийные миры, «Дозоры» и прочие-прочие-прочие, имя им легион.

Феномен онлайновой игры и быстрого возникновения зависимости связан в первую очередь с ее доступностью и простотой. Игра затягивает, поиграв час-два-четыре, оторваться-то возможно… Но — возникает элемент соревнования, игрок стремится доказать, что он лучший. Перегнать соседа, если возможно — победить соседа, накопить все, что только можно накопить — от местной валюты до редких вещей, войска, кораблей… Забывая, что все это по сути не более чем десяток чисел где-то в базе на сервере игры.

Победить же достаточно просто — надо быть онлайн. Этот жуткий онлайн дает многое — быстрое развитие, своевременное реагирование на действия других игроков, быстрое накопление ценностей. Требуя взамен время, время, время. Заставляя жить по будильнику, дрожать за виртуальный ресурс, забывать о работе и учебе. Дать «неокрепшему детскому уму» онлайновую игрушку — все равно что приучить к наркотикам. Ничто другое, однопользовательское, где можно остановиться и вернуться в тот же момент в любое время, сохраниться и ничего не потерять, не вызывает столь сильной зависимости.

Онлайн-зависимость может вызвать личностные расстройства — неврозы, замкнутость, депрессии при проигрыше. Нередки случаи переноса «разборок» в мир реальный, переход на оскорбления по любому поводу, выражение эмоций и чувств в неадекватной форме.

Принимая виртуальные правила, используя фантазию, игрок начинает жить в игре. Иногда это сказывается слишком плачевно на реальной жизни. Мозг любит нагрузку. Мы, люди, называем это «интересно». Чем больше нагрузка, тем интереснее. Вот именно так — вы думали, вас притягивает фееричная графика? Ничего подобного — в игре есть некоторые правила, неизбежно сводящиеся к математике. Хотя бы к сравнению «больше-меньше». И эта интересная математика нагружает мозг, больше, чем повседневная учеба, работа, жизнь и общение. Существуя для большинства, в меру сложные, и в меру простые, онлайновые игры почти абсолютный наркотик. Или могут стать таковым. «Пока ты спишь, враг качается!» — и под этим смешным лозунгом на самом деле скрываются бессоница, 20 часов в сутки за компьютером, оторванность от мира, прогулы и «заколы», и как следствие — второй год, исключение из института, увольнение с работы, и так далее, и так далее. И все потому, что нагрузку от игры мозг посчитал более существенной, чем нагрузку от жизни.

Вывести «онлайн-наркомана» из зависимости очень непросто. Необходимы свежие впечатления, общение, и пресловутая нагрузка для мозга — когда-то этой цели служили «кружки по интересам»: шахматные, макраме, авиамоделирование, и тому подобные. Попытки запрета со стороны родителей заранее обречены на провал и приведут к конфликтам — запрет не выход, требуется замена чем-то не менее достойным. К сожалению, поколение компьютерных детей все меньше умеет общаться в реальном мире. Заговорить с человеком напротив оказывается намного сложнее, чем написать ему же в чате. Вот такие игры, в которые играют люди.