Исторические корни аутопсихотерапии

Исторические корни аутопсихотерапии уходят вглубь веков, к незапамятным временам. Зародившаяся на заре человечества, она прошла большой и сложный путьИсторические корни аутопсихотерапии уходят вглубь веков, к незапамятным временам. Зародившаяся на заре человечества, она прошла большой и сложный путь — от “народно-эмпирической психотерапии”, основанной на многовековом опыте успешного применения средств психотерапевтической самопомощи и антистрессового воспитания, до формирования “научно обоснованной аутопсихотерапии”, являющейся ветвью современной психотерапии.
История развития аутопсихотерапии тесно связана с вехами возникновения и становления гетеропсихотерапии, особенно с ее направлениями, разрабатывающими средства аутопсихотерапии — приемы, упражнения и методы, предназначенные как для поддержания лечения, проводимого психотерапевтом, так и для предупреждения болезней и нарушений деятельности центральной нервной системы, возникающих на психогенной основе, таких как головная боль, например.
Значительный вклад в формирование профилактического раздела аутопсихотерапии внесла педагогическая психотерапия, главной задачей которой является совершенствование системы воспитания и обучения с учетом требований превентивной психотерапии – психогигиены (сохранение и укрепление психического здоровья) и психопрофилактики (предупреждение психических болезней).
Аутопсихотерапия на современном этапе развития, как и многие другие области медицины и педагогики, имеет две формы: традиционную (научно обоснованную, официальную) и нетрадиционную (народно-эмпирическую, альтернативную). В каждой из них есть свои направления, сформировавшиеся в разные исторические периоды, что нашло отражение в хронологическом порядке изложения материала.

НАРОДНО-ЭМПИРИЧЕСКАЯ АУТОПСИХОТЕРАПИЯ

Это область аутопсихотерапии, представленная народно-психотерапевтическими средствами, которые:
— предложены преимущественно для коррекции эмоционального состояния на основе опыта их успешного применения без научно — обоснованной концепции (гипотезы), объясняющей пути их целебного воздействия;
— выводы об их эффективности сделаны на основе оценки субъективных данных, иначе говоря, лицами их применявшими или рекомендовавшими;
— среди средств аутопсихотерапии большое место занимают приемы, оказывающие лечебно-профилактическое воздействие вследствие участия в психотерапевтическом процессе не только суггестивного механизма, но и психофизиологических механизмов, запрограммированных природой (мышечно-эмоциональный, легочно-эмоциональный, сенсорно-эмоциональный и др.).
Народно-эмпирическая аутопсихотерапия состоит из трех направлений: народно-житейской, народно-медицинской и альтернативной.

Народно-житейская аутопсихотерапия. Ее источником является передававшийся из поколения в поколение народный опыт о средствах психотерапии: по помощи себе и своим близким, антистрессовому воспитанию и умению противостоять психическим травмам. При этом арсеналы средств аутопсихотерапии разных народов нередко значительно отличаются, так как напрямую зависят от уровня культуры и медицинской помощи, мировоззрения, системы ценностей и других социально-психологических факторов. Народная психотерапия претерпевала значительные изменения в процессе истории человеческого общества, условно разделяемой на пять периодов:
1) Первобытное общество. Доисторического человека на каждом шагу подстерегали опасности, связанные с выживанием. Экстремальные условия быта побуждали к поиску лечебных средств не только при ранениях и болезнях, но и при психотравмах, вызванных тяжелыми переживаниями из-за потери близких, безысходности возникавших ситуаций. Косвенными доказательствами того, что у первобытных людей существовали средства психотерапевтической само- и взаимопомощи могут служить результаты исследований особенностей быта людей, сохранивших образ жизни далеких предков (отдаленные от цивилизации районы Африки, Азии, Америки.)
В этих племенах весьма часто применялись приемы самовнушения, основанные на слепой вере в целительное влияние ритуальных обрядов, их магическое действие. При их исполнении изгонялись “злые духи”, что приводило к самоуспокоению, а подчас и к исчезновению психоневротических проявлений. Случаи исцеления от функциональных недугов укрепляли веру людей в чудодейственную силу ритуальных обрядов. Прием “эмоциональной разрядки”, основанный на исповедуемом ритуале, применялся в период возникновения в жизни племени несчастий, вызванных нарушением табу одним из соплеменников. Все члены племени исповедовались, а нарушивший табу признавался в совершении греха. Это действие приводило к разрешению стрессовой ситуации, спаду эмоционального напряжения у “виновника” и его соплеменников.
Для поднятия боевого духа перед началом сражения исполнялись обрядовые танцы, оказывающие мобилизующее воздействие благодаря достижению “телесно-эмоционального эффекта”.