Физические и социопсихологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст как переходный период.

Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства. Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как он охватывает процесс полового созревания от его первых признаков до полного завершения.
Переходным подростковый возраст является также в социопсихологическом отношении. Именно на этот период падает формирование характера, т. е. основы личности. В это же время выявляются и закладываются некоторые другие личностные компоненты — способности, наклонности, интересы, значительная часть социальных отношений. Этот возраст неслучайно называют «трудным». Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности — все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды. Бурные нейрогормональные пертурбации этого периода сопряжены с выявлением скрытых до этого генетически обусловленных задатков. Именно поэтому на подростковый возраст падает большинство дебютов эндогенных психических заболеваний.
Граница подросткового возраста в медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному: то как 11-14 лет, то как 14-18 лет, то как 12-20 лет и т. д. С позиций подростковой психиатрии, к этому возрасту наиболее рационально относить весь период полового созревания — от его первых признаков до наступления полной зрелости. С последней в настоящее время в большинстве стран совпадает возраст юридической самостоятельности — 18 лет.
С психологической точки зрения, период полового созревания делят на две части — негативную и позитивную стадии. В первой из них (до 15 лет) подросток противопоставляет себя другим, особенно старшим, всюду противоречит, не подчиняется установленным правилам и порядкам. В позитивной стадии (с 16 лет) выступает противоположная тенденция к социолизации, приобщению к духовным ценностям своего времени, выработке жизненных правил. Разделение на негативныЙ и позитивныЙ периоды давно было предложено в трудах по детской психиатрии (Аккерман В. И., Брайнина М. Я., 1936 — цит. по В. А. ГурьевоЙ, 1980; Tramer М., 1949]. Однако такое разделение весьма спорно. Не говоря уже о том, что возрастные границы при акселерации смещены, нельзя не заметить, что обе тенденции — и «негативная», и «позитивная» — проходят через весь подростковыЙ период — возраст лишь меняет формы их проявления. Для оценки степени акселерации или инфантилизма, для суждения о прогностическом значении возраста, в котором начинаются различные психические расстройства, более важно ориентироваться не на эти весьма условные стадии, а на показатели созревания и выделять соответствующие фазы.